Оборудование для геодезии
Обратный звонок

Точность SLAM сканера без использования ГНСС

Точность SLAM сканера без использования ГНСС

Добрый день, уважаемые посетители сайта НГК!

В этой статье мы поговорим о точностях SLAM-сканеров при работе без использования GNSS сигналов. 

В помещениях, под землей, а также часто и в отдаленных районах воспользоваться преимуществами использования спутникового сигнала бывает не возможно. Посмотрим какой точности можно достигнуть используя различные комбинации марок с известными координатами.

Мы представим результаты наших тестов, в которых мы определяли координаты марок на протяжённом объекте (около 840 метров).  Использовали SLAM-сканер без ГНСС RTK модуля и тахеометрический ход, то есть мы сравнивали координаты полученные двумя различными способами. 

Также дадим общую информацию о различных мобильных 3D сканерах и поделимся знаниями в целом о технологии SLAM, о её применении.

Технология SLAM

Эта технология уже несколько лет активно применяется для сканирования шахт, тоннелей, для подсчёта объёмов складов, для оцифровки различных сооружений, для сканирования лесных массивов и многих других задач. 

Отличие классического сканера от мобильного SLAM сканера 

Классический сканер (как вы видите на слайде ниже в правой части ) испускает лазерный луч на быстро вращающееся зеркало, за счёт этого, сканер позволяет снимать большое количество точек в секунду. 1.JPG

Сканирующая головка SLAM-сканера устроена по-другому; в ней тоже есть вращающаяся часть, но измерение производится не одним лучом, а группой из нескольких лучей, расположенных так, как на  картинке ниже. 

2.JPG

В современных SLAM сканерах применяются как правило шестнадцати канальные сканирующие головки, то есть 16 лучей снимают одновременно. Бывают и тридцати двухканальные сканеры. Бывают и 128-канальные сканирующие головки, но они применяются для навигации беспилотной техники - для геодезии они не подходят из-за низкой точности. Соответственно, каждый канал — это отдельный импульс лазера, который сканирует и записывает информацию.

Преимущества и недостатки SLAM-сканеров

Основное отличие SLAM-сканеров от обычного классического наземного сканирования состоит в том, что с обычным сканером мы можем встать в точке стояния, установить его на штатив, отсканировать всё, что видно вокруг, потом переставить на следующую станцию и так далее. То есть мы выполняем сканирование на каждой станции отдельно. Если же мы работаем со SLAM-сканером, то мы запускаем его в одном месте, проходим вдоль или около интересующего нас объекта и снимаем непрерывный трек. С одной стороны, получение сразу готового массива данных это плюс. Но здесь же может возникнуть и проблема. Если с обычным классическим  сканером какая-то одна станция не получилась, то мы можем обработать всё остальное. И дополнительно можно переснять не получившуюся станцию. При работе со SLAM-сканером, если где-то посередине нашего трека что-то "вылетело" по какой-то причине, весь наш трек также "вылетит". И придется заново выполнять всю съемку. Т.е обработать какой-то отдельный кусок SLAM трека не возможно. 

3.JPG

Разновидности сканирующих головок

На сегодняшний день в России представлены в основном SLAM-сканеры на основе двух типов сканирующих головок. 

Первый тип — это Livox, слева на фото ниже. Второй  тип - сканирующая головка Hesai, на фото в центре. Соответственно мы имеем два типа сканеров: первый поменьше, второй чуть больше и тяжелее. Основное их отличие состоит в том, что скорость сканирования головки Livox составляет 200 000 точек в секунду, у Hesai — это 320 либо 640 тысяч точек в секунду в зависимости от количества каналов: 16 или 32. 

4.JPG

Особенности и дальность работы

Livox обычно снимает метров на 40, это реальная рабочая дальность, хотя заявлена в ТТХ дальность чуть больше. 

5.JPG

Hesai снимает метров на 60-80, хотя заявлена дальность также чуть больше. 

6.JPG

Но самое главное отличие состоит в том, что в лидаре Livox — крутящаяся часть спрятана под статичным защитным колпаком. В  Hesai есть вращающаяся часть внутри головки, она закрыта, но и сама головка тоже вращается. Соответственно, если мы работаем, например, где-нибудь в лесном массиве, есть вероятность намотать ветки и т.д.

Размеры и конструктивные решения

Кроме того, конечно, размеры отличаются существенно. На основе Livox создано большое количество сканеров, много разных брендов, есть даже отечественные разработки. В ближайшие несколько лет будет всё больше и больше появляться таких сканеров. Но что здесь важно отметить, что, если во всех этих сканерах одна и та же сканирующая головка Livox 360, это совершенно не означает, что качество собранных облаков точек также будет одинаковое у этих сканеров. Это проверено, и реально облака точек получаются разные несмотря на то, что сканирующая головка одна и та же. О чём это нам говорит? Это говорит о том, что в SLAM, помимо самой сканирующей головки, применяются ещё дополнительные технологии, которые влияют на качество получаемых облаков точек.

Камеры и дополнительные функции

Например, на сканере XGRIDS K1 в верхней части помимо сканирующей головки есть несколько камер. Две камеры у него для раскраски облака точек, чтобы получать раскрашенное в реальных цветах облако точек, и ещё две камеры для того, чтобы, так скажем, SLAM-технология правильно себя связывала, то есть чтобы весь наш трек "сидел" корректно. Поэтому, если мы будем использовать, например, SLAM-сканер без этих камер, у нас будут получаться разные данные, нежели если сравнивать со SLAM-сканерами, оснащенными камерами.

Популярные модели SLAM-сканеров

Если сравнивать основные модели, самые популярные, наверное, на сегодня в России модели SLAM-сканеров — это Lixel XGRIDS K1 на основе Livox и на основе RS10 CHC с головкой Hesai. 

7.jpg

То, что у них общего — что аккумулятор встроен в ручку, что уменьшает размер, есть встроенные камеры, нет никаких внешних проводов. Но если говорить про сканеры на основе Hesai, они чаще всего весят гораздо больше, нежели сканеры на основе Livox, и они требуют специальное устройство для переноски. Вот такое очень удобное устройство есть у RS10 - см фото ниже. Руки оператора полностью свободны, а туда же крепится планшет для управления сканером. Оператор может свободно ходить, перемещаться, и вес этого сканера не ощущается.

Применение при съёмке больших территорий

Сканеры с большой крутящейся головкой чаще применяют для съёмки больших площадных территорий, где нужно много и долго ходить, и в этом случае в руке носить его не всегда удобно, поэтому подобные системы сильно облегчают работу со сканером. 

8.jpg

Есть также сканеры с крутящейся головкой в раздельной компоновке. В этом случае какую-то часть вы носите в руке, и что-то ещё отдельно дополнительно прикрепляется к нашему сканеру в виде коробочки. В ней есть аккумуляторы, в ней же хранятся данные, в неё же пишутся данные.

9.jpg

Применение GPS и контрольных точек

10.JPG

Вместе со SLAM-технологией применяется и GPS-оборудование, это позволяет более точно сажать наш трек. GPS-оборудование позволяет исключить возможный дрейф, а также, если мы работаем и проходим с петлями, то есть несколько раз возвращаемся в те же места, где мы уже были, качество получаемого облака точек увеличивается. 

11.JPG

Также любой SLAM-сканер позволяет использовать контрольные точки, то есть если мы работаем, например, в помещениях без GPS-привязки, мы можем использовать заранее определённые марки и по этим маркам сажать наше облако точек на местную систему координат, либо просто уточнять, улучшать качество нашего облака.

13.jpg

Полевое программное обеспечение

У любого SLAM-сканера есть полевое программное обеспечение, хотя можно в принципе запустить работу сканера без полевого ПО, просто с кнопки, то есть сканер просто будет вписывать в себя всю сырую информацию. Но полевое ПО нам позволяет решать следующие задачи:

Рекогносцировка и планирование траектории

Обязательна рекогносцировка — то есть нужно понимать как мы пойдём, будем ли мы ходить петлями, какая будет траектория нашего движения со SLAM-сканером. Важно, с какой скоростью мы перемещаемся, потому что от этого будет зависеть плотность точек, потому что чем быстрее мы будем идти, тем менее плотное облако будем получать. Будем ли мы использовать замыкание или нет, с каким перекрытием мы будем заканчивать наш трек. 

Использование местной системы координат

Для посадки на местную СК можно использовать марки с известными координатами. Кроме того, у некоторых производителей есть возможность посадки в МСК в программе постобработки данных сканирования. Если какие-то места нам нужно подснять детально, то, наверное, имеет смысл в этом месте остановиться, поснимать его более долго. Также в комплекте любого сканера идёт офисное программное обеспечение. Ниже скриншот из одного из программных обеспечений: здесь мы можем подгрузить координаты контрольных марок, можем указать принципы, которые будут также использованы для оптимизации нашего SLAM, указываем, будем ли мы использовать раскраску или нет и удаление подвижных объектов — нужно нам это или нет. 

15.jpg

Когда мы сканируем в помещении или тем более на улице, неизбежно в наше облако будут попадать различны подвижные объекты (люди, машины и т.д.). Некоторые программы обработки такие подвижные объекты автоматически распознают и удаляют.

Функции офисного ПО

Как правило, офисное ПО позволяет ввести контрольные точки, выполнить трансформацию, посадку на местную систему координат, если это нам нужно, удалить подвижные объекты. В некоторых программах есть базовый функционал промеров по облакам точек, можно выполнять раскраску облаков на основе фотографий, можно уточнять траекторию движения, траекторию SLAM по спутниковым данным, если мы их использовали в поле. Также можем экспортировать данные в основные форматы, это, например, общий формат для обмена данными .las, либо формат может быть для проектировщиков, как он называется ptx. Некоторые софты позволяют строить цифровые модели местности, искать деревья автоматически, создавать сечения, чертежи и так далее. То есть это уже зависит от производителя.

Отчёт по качеству посадки облака на марки

Ниже показан пример того, как в офисном ПО мы можем посмотреть отчёт по качеству посадки нашего облака на контрольные марки: это может быть отчет в PDF как на фото ниже. 

16.jpg


Отчет может быть и в таком виде в самом офисном ПО:

17.jpg

Можно посмотреть минимальную ошибку, максимальную ошибку, среднюю ошибку. По каждому пункту можно посмотреть невязку по DX,DY, по высоте и так далее. 

Ниже показан пример, как происходит посадка в одном из софтов на контрольные марки: слева мы указываем контрольные марки, справа те же самые марки, которые были в поле нами измерены. Если они названы одинаково, программа автоматически их распознает и свяжет. 

18.jpg

Технологическая схема работы с данными

Итак, технологическая схема работы с данными SLAM-сканирования состоит в следующем: в поле мы должны убедиться в том, что у нас всё в порядке, если что-то не в порядке, возможно, что-то ещё раз переснять, если нужно. Далее мы чистим облака, удаляем шум, лишние объекты, подвижные объекты удаляем и получаем итоговое финальное готовое облако точек. Далее мы его можем экспортировать в нужный формат, и финальный результат получаем в одной из программ — это может быть CREDO, Нанокад, Leica Cyclone, и так далее. Это уже зависит от задач, под которые мы используем наш SLAM-сканер.

Ограничения SLAM-технологии

Коридоры, тоннели, шахты без характерных объектов
Подвижные силуэты (например, занавески)
Вода, зеркальные и хромированные поверхности
Скругление углов
Снижение плотности в зависимости от дальности съемки
Скорость движения, потеря плотности
Точность

Скругление углов зданий

Особенность, которая характерна, наверное, для всех SLAM-сканеров — это скругление углов зданий: это внутренние и внешние углы, они немного скруглены. Об этом есть статьи в нашем блоге. Кому интересно, можете зайти почитать: там есть различные сравнения прямо со скриншотами, как это выглядит. 

Зависимость от скорости движения

Зависимость от скорости движения и потеря плотности. Чем быстрее мы будем бежать или ехать с нашим SLAM-сканером, тем ниже будет плотность получаемых облаков. Именно поэтому для работы на подвижных объектах применяются сканеры с более быстрой скоростью сканирования, например 32-канальные. 

Проверка точности SLAM-сканеров

Точность каждого SLAM-сканера прописана в руководстве пользователя. Да, у каких-то сканеров есть описание типа, где точность также указана, но вот чтобы эту точность получить, надо соблюсти много различных условий. Но как проверить реально достижимую точность SLAM на объекте? 

Методы проверки точности

Итак, можно взять и выполнить контрольный промер рулеткой интересующих объектов, например, расстояние между колоннами, либо высоту потолка, ширину комнаты и так далее, и потом сравнить с результатами промеров по облаку, снятому в том же, например, помещении. Это самый простой проверки точности. Но промеры рулеткой - это почти всегда «относительная» ошибка сканера

19.jpg

23.jpg

Второй способ — мы прокладываем тахеометрический ход, определяем координаты марок. Координаты известных марок используем для привязки сканера. Некоторые марки можно не использовать в привязке сканера - просто скалываем их координаты с облака точек и сравниваем эти координаты с координамтами из тахеометрии. 

25.JPG

Маршрут 1. Длина – 350 метров
Вариант 1: Без замыкания. Опорные точки только в начале.
26.jpg
Заметен дрейф по высоте до 2,2 метров в конце маршрута:

Имя

dX

dY

dH

12

0,001

0,006

0,022

13

0,010

0,009

0,020

17

0,016

0,006

0,015

18

0,040

0,071

0,302

20

0,052

0,069

0,424

19

0,048

0,089

0,606

5

0,026

0,113

0,902

23

0,007

0,125

1,312

24

0,129

0,036

2,274

25

0,140

0,040

2,285

Маршрут 1. Длина – 350 метров
Вариант 2: Без замыкания. Опорные точки в начале и конце.
27.jpg

Заметен дрейф до 18 см по высоте по середине маршрута: 

Имя

dX

dY

dH

12

0,001

0,006

0,025

13

0,010

0,001

0,011

17

0,016

0,002

0,019

18

0,059

0,064

0,104

20

0,082

0,055

0,141

19

0,097

0,080

0,175

5

0,101

0,082

0,098

23

0,120

0,114

0,185

24

0,003

0,014

0,002

25

0,004

0,019

0,017

Маршрут 1. Длина – 350 метров
Вариант 3: Без замыкания. Опорные точки в начале, середине (~100м) и в конце.
28.jpg
Почти все контрольные точки имеют максимальные расхождения менее 2,5 см:

Имя

dX

dY

dH

12

0,004

0,003

0,023

13

0,017

0,024

0,045

17

0,002

0,004

0,014

16

0,011

0,024

0,027

18

0,010

0,014

0,012

20

0,001

0,003

0,002

19

0,011

0,010

0,016

23

0,018

0,005

0,142

24

0,016

0,000

0,011

25

0,021

0,026

0,019

Маршрут 2. Длина – 770 метров
Вариант 1: Замкнутая траектория. Опорные точки в начале и они же в конце.
29.jpg
Дрейф по высоте более 2 метров на точках 24 и 25: 

Имя

dX

dY

dH

11

0,019

0,002

0,012

12

0,003

0,015

0,031

17

0,056

0,002

0,007

18

0,074

0,059

0,23

19

0,081

0,06

0,339

20

0,062

0,101

0,488

5

0,034

0,109

0,748

23

0,036

0,138

1,199

24

0,01

0,223

2,283

25

0,006

0,227

2,337

112

0,004

0,016

0,031

113

0,018

0,013

0,018


Маршрут 2. Длина – 770 метров
Вариант 2: Замкнутая траектория. Опорные точки в начале, середине и в конце.
30.jpg

Имя

dX

dY

dH

11

0,011

0,005

0,005

12

0,002

0,005

0,027

16

0,094

0,038

0,023

17

0,052

0,042

0,018

18

0,118

0,009

0,008

19

0,139

0,037

0,017

20

0,136

0,001

0,011

22

0,091

0,059

0,128

5

0,104

0,037

0,168

23

0,117

0,065

0,087

24

0,011

0,023

0,018

25

0,015

0,026

0,022

112

0,002

0,005

0,027

113

0,02

0,014

0,022


Маршрут 3. Длина – 840 метров
Вариант 1: Замкнутая траектория. Опорные точки в начале, середине и в конце прямого хода.
31.jpg

Имя

dX

dY

dH

12

0,001

0,021

0,029

11

0,008

0,016

0,087

13

0,010

0,043

0,041

14

0,016

0,032

0,027

15

0,007

0,005

0,025

16

0,016

0,026

0,128

17

0,029

0,004

0,133

18

0,003

0,004

0,001

20

0,003

0,011

0,036

19

0,008

0,008

0,060

5

0,035

0,007

0,061

23

0,003

0,012

0,001

24

0,006

0,014

0,003

25

0,001

0,007

0,007


Маршрут 3. Длина – 840 метров
Вариант 2: Замкнутая траектория. Опорные точки в начале, середине (в оба направления) и в конце

32.jpg

Имя

dX

dY

dH

25

0,000

0,005

0,002

24

0,011

0,021

0,009

23

0,004

0,010

0,001

5

0,009

0,020

0,004

19

0,023

0,005

0,085

20

0,014

0,010

0,052

18

0,002

0,017

0,009

16

0,031

0,039

0,142

17

0,020

0,043

0,178

13

0,015

0,005

0,062

12

0,035

0,009

0,104

11

0,002

0,006

0,006

14

0,002

0,003

0,014

15

0,000

0,022

0,003

118

0,001

0,018

0,008

120

0,015

0,009

0,051

119

0,022

0,006

0,084

105

0,010

0,021

0,006

123

0,003

0,011

0,001

124

0,010

0,020

0,008


Маршрут 3.  Длина – 840 метров
Вариант 3: Замкнутая траектория. Опорные точки в начале, середине (в оба направления) и в конце.
33.jpg

Имя

dX

dY

dH

25

0,002

0,001

0,000

5

0,006

0,026

0,019

19

0,021

0,006

0,049

16

0,012

0,011

0,026

17

0,003

0,006

0,016

13

0,017

0,014

0,013

12

0,002

0,023

0,026

11

0,016

0,001

0,019

14

0,013

0,030

0,013

15

0,010

0,008

0,007

18

0,001

0,058

0,014

20

0,002

0,018

0,020

23

0,002

0,007

0,020

124

0,004

0,012

0,011


Выводы по результатам теста:
Соблюдая эти не сложные условия можно добиться отличных показателей по точности сканирования SLAM сканером (1-2 см в плане и по высоте) на длинном участке, даже без использования ГНСС сигнала. 


Понравилась наша статья? Читайте другие статьи блога НГК по ссылке